Региональная общественная организация Новосибирская областная федерация бодибилдинга и фитнеса

тел: (383) 299-56-02
email: nofbf@mail.ru
Официальный сайт: www.nofbf.ru

Как оценивать физические данные атлета

Общая информация:

Оценивая физическую форму участника соревнований, судья должен следовать процедуре, обеспечивающей комплексную оценку физической формы в целом. Во время сравнений исполнения обязательных поз судья должен первым делом обращать внимание на показ главной группы мышц. Затем судья должен оценивать общую физическую форму, начиная с головы участника и рассматривая каждую часть его тела, опускаясь от головы вниз, начинать с общих впечатлений и рассматривать мышечную массу, сбалансированность развития и рельеф. При осмотре сверху вниз рассматривается голова, шея, плечи, грудная клетка, все мышцы рук, передняя часть торса на предмет мышц грудной клетки, дельтовидные грудные мышцы, мышцы живота, талии, бедер, ног, голени и стопы. В такой же процедуре для поз, показываемых сзади, учитываются нижняя и верхняя трапеция, большая круглая мышца и подостная мышца, выпрямляющая мышцы туловища, группа ягодичных седалищных мышц, группа ножных бицепсов в задней части бедер, голени и стоп. Во время сравнения производится детальная оценка различных групп мускулов, помогающая сравнивать форму, плотность и рельеф мышц, хотя при этом не следует забывать и общую сбалансированность физического развития участника. Сравнению обязательных поз должно придаваться очень большое значение, так как такое сравнение помогает судье решить, какой участник имеет лучшую физическую форму с точки зрения мышечного веса, сбалансированного развития, мышечной плотности и рельефа.

Обязательные позы для мужчин:

  1. Два бицепса, спереди Стоя лицом к судьям, ноги на одной линии и немного раздвинуты. Участник соревнований поднимает обе руки на уровень плеч и сгибает их в локтях. Ладони сцепляются и поворачиваются книзу, с тем, чтобы вызвать сокращение бицепсов и мышц предплечий, которые являются основными группами мышц, оцениваемыми в данной позе. Кроме того, участник соревнований должен попытаться сократить как можно больше мышц с тем, чтобы судьи могли обозревать всю физическую форму в комплексе, от головы до пят. Судья сперва осматривает бицепсы, глядя на полное, пиковое развитие этих мышц, обращая внимание на то, существует ли определенное разбиение между передними и задними секциями бицепсов и продолжает осмотр сверху вниз, наблюдая развитие предплечий, дельтовидных мышц, грудных мышц, грудных дельтовидных связок, мышц брюшного пресса, бедер и голени. Судья также оценивает плотность мышц, рельеф и общий баланс.
  2. Демонстрация широчайших мышц, спереди Стоя лицом к судьям, ноги на небольшом расстоянии, участник соревнований упирает ладони или сжатые кулаки в районе талии или в бока и распрямляет широчайшие мышцы. В то же время, участник соревнований старается сократить как можно большее количество передних мышц. Участнику строго запрещается подтягивать спортивные трусы для демонстрации верхней части внутренних квадрицепсов. Судья первым делом обращает внимание на то, способен ли участник продемонстрировать хорошее напряжение широчайших мышц, создавая видимость V-образного торса. Затем судья продолжает осмотр сверху до низу, отмечая в первую очередь общие аспекты физической формы и затем концентрируясь на более детальных аспектах различных групп мышц.
  3. Грудная клетка, сбоку Участник соревнований может выбрать любую сторону для демонстрации этой позы, с тем чтобы показать свою «лучшую» руку. Он становится левым или правым боком к судьям и сгибает ближнюю к ним руку под прямым углом, сжав кулак и взявшись другой рукой за запястье. Ближняя к судьям нога сгибается в колене и становится на пальцы. Участник соревнований затем расправляет грудную клетку и, поднимая и сгибая руку, сокращает бицепсы насколько возможно. При этом он также сокращает бедренные мышцы, в частности группу бедренных бицепсов и, давя на пальцы стоп весом ноги, демонстрирует сокращенные мышцы голени. Судья обращает особое внимание на грудные мышцы и на выпуклость грудной клетки, на бицепсы, ножные бицепсы и голени, чем заканчивает осмотр сверху до низу. В такой позе судья имеет возможность наблюдать мышцы бедер и голеней в профиль, что помогает ему оценивать сравнительное развитие более точно.
  4. Двойные бицепсы, сзади Стоя спиной к судьям, участник соревнований сгибает руки и запястья в позе показа двух бицепсов спереди и отставляет одну ногу назад, ставя ее на пальцы. После этого он сокращает мышцы рук и плеч, верхней и нижней части спины, бедер и голеней. Судья сперва обозревает мышцы рук, после чего переходит к осмотру сверху до низу, по время чего он может наблюдать большее количество групп мышц, чем во время показа других поз. Сюда входят мышцы шеи, дельтовидные мышцы, бицепсы, трицепсы, предплечья, трапеции, большая круглая мышца, выпрямляющая мышца, внешние мышцы боков туловища, крыловидные мышцы, ягодичная седалищная мышца, бедерные бицепсы и голень. Данная поза, пожалуй, более, чем все остальные, позволяет судье оценить качество мышечной плотности, рельефа и общего баланса участника соревнований.
  5. Демонстрация широчайших мышц, сзади Стоя спиной к судьям, участник соревнований ставит руки на пояс, широко расставив локти, одна нога отставлена назад и поставлена на пальцы. Затем он расправляет широчайшие спинные мышцы насколько возможно и демонстрирует рельеф мышцы голени, надавив на пальцы отставленной назад ноги. Участник соревнований должен постараться продемонстрировать другую голень (не ту, которая демонстрировалась в позе заднего показа бицепсов), чтобы судья мог оценить в равной степени обе мышцы голени. Участнику соревнований строго воспрещается поднимать спортивные трусы для демонстрации ягодичных седалищных мышц. Судья изучает широчайшие мышцы спины, а также плотность мышц и снова проводит осмотр сверху до низу.
  6. Трицепсы, сбоку Участник соревнований может выбрать любую сторону для демонстрации этой позы, с тем чтобы показать свою «лучшую» руку. Он становится левым или правым боком к судьям и помещает обе руки за спиной, сцепив пальцы, либо взявшись за запястье передней руки задней рукой. Ближняя к судьям нога должна быть согнута в колене и стопа должна полностью стоять на полу. Участник соревнований переносит давление на переднюю руку, заставляя трицепсы сокращаться. Он также расправляет грудную клетку и сокращает мышцы живота, бедер и лодыжек. Судья первым делом осматривает трицепсы и завершает осмотр сверху донизу. В этой позе судья имеет возможность наблюдать мышцы бедер и голени в профиль, что помогает более точному составлению оценки.
  7. Мышцы брюшного пресса и бедер Стоя лицом к судьям, участник соревнований помещает обе руки за головой и выдвигает одну ногу вперед. Затем он сокращает мышцы брюшного пресса, немного «переламывая» торс вперед. В то же время он сокращает бедренные мышцы выдвинутой вперед ноги. Судья осматривает мышцы брюшного пресса и бедер и завершает осмотр сверху донизу.

1.3 Оценка предварительных соревнований:

В оценке предварительных соревнований важно учитывать общую физическую форму и состояние различных групп мышц. Судьи должны отдавать предпочтение участникам с гармонично развитой классической анатомией (включая конституцию тела, широкие плечи, высокую грудную клетку, правильные изгибы позвоночника, суставы и пропорциональное развитие тела, прямые, ровные ноги). Судья должен также обращать внимание на хороший оттенок кожи без хирургических или иных шрамов, пятен, прыщей или татуировок, которые IFBB рассматривает как недостаток кожи, опрятную прическу, стопы и пальцы хорошей формы. Если возникают трудности с присвоением мест двум или нескольким участникам, чей уровень кажется одинаковым, судья должен обращать внимание на недостатки в вышеуказанных аспектах, которые помогают расставлять участников по местам.

1.4 Оценка физической формы женщин:

Первое и главное, что должен помнить судья – это то, что речь идет о женском бодибилдинге и что целью является определение идеальной женской физической формы. Таким образом, наиболее важным аспектом является форма – с развитыми мышцами. Но тем не менее, женственная. Прочие аспекты сходы с оценкой мужской физической формы, но мышечное развитие не должно доходить до такой степени, чтобы оно напоминало массивные мышцы мужчин. Рельеф женской мускулатуры не следует путать с истощением, происходящим в результате резкой потери веса. Участницы соревнований также оцениваются по степени грациозности при выходе на сцену и уходе с нее.

1.5 Обязательные женские позы:

  1. Два бицепса, спереди Стоя лицом к судьям, ноги на одной линии и немного раздвинуты. Участница соревнований поднимает обе руки на уровень плеч и сгибает их в локтях. Ладони сцепляются и поворачиваются книзу, с тем, чтобы вызвать сокращение бицепсов и мышц предплечий, которые являются основными группами мышц, оцениваемыми в данной позе. Кроме того, участница соревнований должна попытаться сократить как можно больше мышц с тем, чтобы судьи могли обозревать всю физическую форму в комплексе, от головы до пят. Судья сперва осматривает бицепсы, глядя на полное, пиковое развитие этих мышц, обращая внимание на то, существует ли определенное разбиение между передними и задними секциями бицепсов и продолжает осмотр сверху вниз, наблюдая развитие предплечий, дельтовидных мышц, грудных мышц, грудных дельтовидных связок, мышц брюшного пресса, бедер и голени. Судья также оценивает плотность мышц, рельеф и общий баланс.
  2. Грудная клетка, сбоку Участница соревнований может выбрать любую сторону для демонстрации этой позы, с тем чтобы показать свою «лучшую» руку. Она становится левым или правым боком к судьям и сгибает ближнюю к ним руку под прямым углом, сжав кулак и взявшись другой рукой за запястье. Ближняя к судьям нога сгибается в колене и становится на пальцы. Участница соревнований затем расправляет грудную клетку и, поднимая и сгибая руку, сокращает бицепсы насколько возможно. При этом она также сокращает бедренные мышцы, в частности группу бедренных бицепсов и, давя на пальцы стоп весом ноги, демонстрирует сокращенные мышцы голени. Судья обращает особое внимание на грудные мышцы и на выпуклость грудной клетки, на бицепсы, ножные бицепсы и голени, чем заканчивает осмотр сверху до низу. В такой позе судья имеет возможность наблюдать мышцы бедер и голеней в профиль, что помогает ему оценивать сравнительное развитие более точно.
  3. Двойные бицепсы, сзади Стоя спиной к судьям, участница соревнований сгибает руки и запястья в позе показа двух бицепсов спереди и отставляет одну ногу назад, ставя ее на пальцы. После этого она сокращает мышцы рук и плеч, верхней и нижней части спины, бедер и голеней. Судья сперва обозревает мышцы рук, после чего переходит к осмотру сверху до низу, по время чего он может наблюдать большее количество групп мышц, чем во время показа других поз. Сюда входят мышцы шеи, дельтовидные мышцы, бицепсы, трицепсы, предплечья, трапеции, большая круглая мышца, выпрямляющая мышца, внешние мышцы боков туловища, крыловидные мышцы, ягодичная седалищная мышца, бедерные бицепсы и голень. Данная поза, пожалуй, более, чем все остальные, позволяет судье оценить качество мышечной плотности, рельефа и общего баланса участника соревнований. 
  4. Трицепсы, сбоку Участница соревнований может выбрать любую сторону для демонстрации этой позы, с тем чтобы показать свою «лучшую» руку. Она становится левым или правым боком к судьям и помещает обе руки за спиной, сцепив пальцы, либо взявшись за запястье передней руки задней рукой. Ближняя к судьям нога должна быть согнута в колене и стопа должна полностью стоять на полу. Участница соревнований переносит давление на переднюю руку, заставляя трицепсы сокращаться. Она также расправляет грудную клетку и сокращает мышцы живота, бедер и лодыжек. Судья первым делом осматривает трицепсы и завершает осмотр сверху донизу. В этой позе судья имеет возможность наблюдать мышцы бедер и голени в профиль, что помогает более точному составлению сравнительной оценки.
  5. Мышцы брюшного пресса и бедерСтоя лицом к судьям, участница соревнований помещает обе руки за головой и выдвигает одну ногу вперед. Затем он сокращает мышцы брюшного пресса, немного «переламывая» торс вперед. В то же время он сокращает бедренные мышцы выдвинутой вперед ноги. Судья осматривает мышцы брюшного пресса и бедер и завершает осмотр сверху донизу.

1.6 Оценка физической формы смешанных пар:

Судья оценивает каждую смешанную пару как единое целое. Те пары, физическое состояние участников которых гармонирует и дополняет друг друга, получают более высокие оценки, чем пары, чье с контрастирующей и несбалансированной физической формой (например высокий мужчина плотного телосложения и невысокая худая женщина). Этот фактор продолжает оставаться важным и во втором раунде. Когда два партнера используют сходные позы и движения конечностей, как, например, в обязательных позах, более высокие оценки ставятся за лучшую синхронность и идентичность движений. Пять поз, использующихся в соревнованиях смешанных пар, таковы:

  • Два бицепса, спереди
  • Грудная клетка, сбоку
  • Два бицепса, сзади
  • Трицепс, сбоку
  • Брюшной пресс и бедра

1.7 Спортивная форма смешанных пар:

Правила, касающиеся спортивной формы мужчин и женщин, также относятся и к смешанным парам, однако судья отдает предпочтение хорошо сочетающимся спортивным трусам и бикини участников смешанных пар, которые подчеркивают их физическую форму и дополняют друг друга, выступая единым ансамблем. Оба члена смешанной пары надевают один и тот же номер, пришпиливая его к левой стороне спортивных трусов или бикини.

1.8 Оценка Финальных соревнований:

В Финальных соревнованиях, судьи оценивают каждого участника соревнований в свете того, насколько хорошо они демонстрируют свою физическую форму под выбранную музыку. Судья отдает предпочтение гармоничной, артистической программе с хорошей хореографией и, которая может включать любое количество поз, при том условии, что обязательные позы должны быть включены в любом случае. Участник соревнований участники также должны включать в программу периодические паузы для демонстрации своего мышечного развития. Строго запрещается лежать на подиуме, демонстрировать «лунные» позы и поднимать спортивные трусы таким образом, чтобы демонстрировать внутреннюю часть квадрицепса ягодичной мышцы. В соревнованиях смешанных пар, участники соревнований оцениваются как индивидуально, так и как пара, причем особое значение уделяется тому, насколько хорошо их физическая форма дополняет друг друга и насколько хорошо они двигаются в унисон.