Фонд содействия развитию венчурных инвестиций Новосибирской области

www.vifnsk.ru

тел.: 223 20 04
e-mail: fond@vifnsk.ru

Материалы Круглого стола по вопросу «О мерах по повышению эффективности работы технопарков» (прошедшего 18 апреля в Госдуме)

17 ноября 2008 года Распоряжением Правительства РФ N 1662-Р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которой определено, что стратегической целью является достижение высокого уровня экономического и социального развития. Концепцией предусмотрено, что российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий, будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики и, в первую очередь, в сфере экономики знаний.

Распоряжением Правительства 2227-Р от 8 декабря 2011 года была утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, являющаяся основополагающим документом в сфере инновационного развития. В начале 2012 года приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. №Пр-83), в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 года определены приоритеты инновационного развития, включающие в себя следующие:

  • улучшение взаимодействия между бизнесом, наукой, образованием и государством в целях формирования конкурентоспособного научно-технологического задела для внедрения прорывных инноваций;
  • повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний;
  • радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований и освоение новых технологий;
  • реализация политики по инновационному развитию регионов и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России.

Технопарки являются наиболее эффективной площадкой для развития высокотехнологичных отраслей экономики, создания и развития малых инновационных компаний, коммерциализации инновационных проектов.

Технопарки создаются и функционируют в целях стимулирования социально-экономического развития Российской Федерации, ускорения развития инноваций, продвижения инновационных идей и продуктов на внутренний и международный рынок, взаимодействия с иными участниками инновационной системы.

В настоящее время на территории Российской Федерации существуют более восьмидесяти восьми технопарков, 11 из которых развиваются по комплексной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», 2 – по ежегодному конкурсному отбору, утверждаемого приказом Министерства экономического развития РФ. Технопарки в Российской Федерации созданы в различных организационно-правовых формах: 45 % - ОАО, ЗАО, ООО, остальные 55 % в форме НП, АНО, ГУП, ГКУ, АУ, ГАУ.

Технопарки в России распределяются по специализации в следующем процентном соотношении:

Специализация

 Технопарки (%)

Информационные технологии

10%

Сельское хозяйство

 8%

Медицина и биотехнологии

 8%

Многоотраслевая

 36%

Научные исследования и разработки

 18%

Приборостроение и машиностроение

 24%

Аренда и консалтинговые услуги

 16 %

Большинство технопарков в России находятся либо в начальной стадии строительства, либо – на стадии проектирования.

10 марта 2006 года распоряжением Правительства РФ была одобрена комплексная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», рассчитанная на реализацию в течение 2006 - 2014 годов, координатором которой является Минкомсвязь России. В результате реализации Программы предполагалось создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, производственной и иной инфраструктурой.

В рамках данной программы осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание и развитие объектов технопарков в сфере высоких технологий, включая разработку проектно-сметной документации. По результатам конкурсного отбора в комплексную программу вошли 14 технопарков.

С 2009 года прекращено финансирование из федерального бюджета трех технопарков (Санкт-Петербург, Московская обл., Тюменская обл.). По состоянию на 01.01.2013г., создано 6 технопарков и еще 3 функционируют в минимальной конфигурации (1-2 здания). По комплексной программе к 2012 году планировалось создание 14 технопарков.

Из запланированных 15 тысяч высококвалифицированных рабочих мест, на настоящий момент создано 5,5 тыс., что составляет 28 % от установленных плановых показателей на период с 2007 по 2012 г. Такие показатели, как количество компаний резидентов, объем произведенной продукции и оказанных услуг компаниям – резидентам, а также количество проектов технопарка находятся на уровне 50 %.

Освоение федеральных бюджетных средств в республике Татарстан, республике Мордовия и Самарской области составило 100 %, в Новосибирской области этот показатель составил более 90 %, в остальных регионах данный показатель низкого уровня.

По результатам анализа реализации Программы по состоянию на 2013 год, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ причинами низкой эффективности реализации программы были признаны:
- длительные сроки подготовки субъектами РФ правоустанавливающей документации на земельные участки, а также градостроительной документации;
- инертность механизма принятия решений в отношении вопросов финансирования создания технопарков.

Министерство экономического развития РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 178 от 27.02.2009г. «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» реализует ежегодные мероприятия по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которых создаются технопарки.

В настоящее время профинансировано за счет средств федерального бюджета в размере 433 065,41 тыс. рублей 2 проекта по созданию технопарков, расположенных на территории Республика Саха (Якутия) и Пензенской области. Технопарк в Пензенской области введен в эксплуатацию и функционирует, объем финансирования составил 347 622,85 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет – 278,1 млн. руб.; областной бюджет – 70,8 млн. руб. Годовой оборот резидентов технопарка – 240,04 млн. руб.

Технопарк в Республике Саха (Якутия) планируется ввести в эксплуатацию в I квартале 2013 года, открыть во II квартале 2013 года, объем финансирования составил 213,12 млн. руб., в том числе: федеральный бюджет – 155,37 млн. руб.; бюджет субъекта РФ – 57,57 млн. руб.
09 апреля 2010 года Постановлением Правительства РФ № 219 было утверждено «Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». По результатам конкурсного отбора реализуется 78 программ 77 образовательными учреждениями.

На реализацию данной программы развития инновационной инфраструктуры образовательного учреждения предусмотрено выделение бюджетных ассигнований на срок до 3 лет – с 2010 по 2012гг. Объемы бюджетных ассигнований, направленных ВУЗам составили 1881 млн. руб. в 2010 году, 2934 млн. рублей в 2011 году и 2959 млн. рублей в 2012 году, при этом сами ВУЗы вложили в реализацию программ собственные средства в общем объеме 2,8 млрд. рублей.

Процентное соотношение затрат ВУЗов на цели, предусмотренные Постановлением № 219:

Цели, предусмотренные Постановлением № 219

Объем затрат ( %)

Развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением

 80

Консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов

9,4

Реализация и разработка целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства

 5,3

Стажировка и повышение квалификации сотрудников

4,5

Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения

 0,9

Объемы работ и услуг более половины ВУЗов по состоянию на 1 августа 2012 года превысили суммы средств, направленных на развитие инновационной инфраструктуры.

Важным шагом для развития технопарков стало создание в июле 2011 года Некоммерческого партнерства «Ассоциация технопарков», по инициативе представителей технопарков и при поддержке Минкомсвязи России. НП «Ассоциация технопарков» создано в целях содействия решению социальных, научно-технических, управленческих задач в деятельности технопарков и представления законных интересов членов Ассоциации. За время работы Ассоциации ее членами стали более 25 технопарков, представляющие все федеральные округа Российской Федерации. По единодушному мнению членов Ассоциации и ведущих экспертов рынка, НП «Ассоциация технопарков» является безусловным лидером мнений в области создания и развития технопарков, автором передовых норм и стандартов в области эффективной работы технопарков.

Успешный опыт создания систем технопарков подчеркивает необходимость взаимной увязки программ развития инновационной инфраструктуры в рамках технопарков и научно-исследовательских и разработческих программ. К сожалению, в рамках реализуемых в РФ программ развития технопарков можно наблюдать полный отрыв деятельности по развитию исследований (формирование материальной инфраструктуры технопарков) от деятельности по развитию инновационной (сервисной) инфраструктуры. Эти направления не увязаны в целостную и гармоничную систему, что создает неблагоприятные условия для коммерциализации инновационных проектов и, как следствие, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.

Также необходимо отметить, что при разработке и реализации программ не были четко сформулированы конкретные цели и задачи создания технопарков, принципы их построения, отсутствие единой законодательно закрепленной позиции государства в отношении требований к технопаркам, не был создан механизм эффективного управления и контроля за деятельностью управляющей компании технопарка, отсутствовали четкие и эффективные меры поддержки технопарков и их резидентов. На сегодняшний день, органы государственной власти субъектов РФ принимают местные нормативно-правовые акты закрепляющие данные положения, министерства определяют эти основы в рамках собственных целевых программ, в связи с чем, в каждом субъекте РФ, а также в каждом министерстве РФ установлены различные требования к технопаркам и их функционированию.

17 февраля 2012 года в рамках совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина, Минэкономразвития России (Э.С. Набиуллиной), Минфину России (А.Г. Силуанову), Минкомсвязи России (И.О. Щеголеву) было поручено представить в Правительство РФ предложения по вопросу предоставления льгот резидентам технопарков, принимая во внимание имеющиеся преференции резидентам экономических зон технико-внедренческого типа. Минэкономразвития РФ отказало в разработке и последующем предоставлении льгот резидентам технопарков, так как механизм аккредитации технопарков для целей предоставления льгот не мог быть использован, в связи с противоречием проекту Федерального закона «Об аккредитации в Российской Федерации».
Поддержку технопаркам и их резидентам в рамках имеющихся полномочий могут оказывать власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, в виде пониженных ставок по налогу на прибыль в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, освобождения от уплаты налога на имущество организации, снижения или освобождения от уплаты налога на землю. Однако данные меры поддержки принимаются только в 4 из 10 субъектов Российской Федерации, где есть технопарки.

Сравнительная таблица налоговых льгот предоставляемых резидентам особых экономических зон и резидентам технопарков.
 

 

Процентная ставка для общего налогообложения

Процентная ставка для резидентов ОЭЗ

Процентная ставка для резидентов технопарков

Налог на прибыль 
- в части, зачисляемой в федеральный бюджет

2 %

0 %

2%

Налог на прибыль 
-в части зачисляемой в бюджеты субъектов РФ

18%

Не выше 13,5 %

5 % - 13,5 %

 

Не ниже 13,5 %

13,5 % - 18 %

 

Налог на имущество организации

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%

Освобождены на 10 лет с момента постановки на учет

0 % - 2,2 %
по решению субъекта РФ

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным

Освобождены на 10 лет с момента постановки на учет

Налоговая ставка может быть увеличена или уменьшена от налоговых ставок установленных ст. 361 НК РФ, но не более чем в 10 раз, по решению субъекта РФ

Налог на добавленную стоимость (НДС)

18%

Освобождается если в ОЭЗ

Общие положения освобождения от уплаты налога

Земельный налог

Муниципальный налог

1,5 %

Освобождены
- сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок
- сроком на 10 лет для судостроительных организаций

Налоговая ставка может быть уменьшена, или предоставлено освобождение от уплаты налога на основании решения представительных органов муниципального образования

Налоги на фонд заработной платы с 01.01.2012г.

 ПФР – 22 %
ФСС – 2,9 %
ФФОМС – 5,1 %
ИТОГО – 30%

ПФР – 8 %
ФСС – 2 %
ФФОМС – 4 %
ИТОГО – 14 %

п. 8 ч. 1 ст. 58 №12-ФЗ научные исследования и разработки в 2013 году
ПФР – 20 %
ФСС – 0 %
ФФОМС – 0 %
ИТОГО – 20 %
п.6 ч.1 ст. 58 №12-ФЗ IT компании в 2012-2017 гг.
ПФ – 8 %
ФСС – 2 %
ФФОМС – 4 %
ИТОГО – 14 %

Таможенная зона

НДС – 18 %
Пошлины на импорт – 15 %, экспорт – 0%;
Пошлины на оборудование импорт – 15 %, экспорт – 0 %

Освобождены от акцизов и пошлин, НДС

Общие положения освобождения от уплаты налога

Основываясь на мировом опыте, технопарки являются основным источником технологических нововведений, стимулирующим, как появление новых компаний, так и побуждающим к технологической модернизации уже действующие хозяйствующие субъекты, что способствует созданию и поддержанию конкурентной среды.

Так, по данным Росстата, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных организаций по России увеличился с 7,9 % в 2010 году до 8,9 % в 2011 году. Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий Российской Федерации также увеличился с 4,08 % в 2009 до 5,11 в 2011 году.

В целях повышения эффективности работы технопарков, целесообразно принять следующие меры:
1. Предложить Министерству экономического развития РФ совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций РФ и НП «Ассоциация технопарков» подготовить, а Правительству РФутвердить единые нормы, принципы работы, критерии оценки эффективности работы и меры поддержки уже созданных и вновь создающихся технопарков (управляющих компаний технопарков) и их резидентов на территории Российской Федерации.
2. Министерству связи и массовых коммуникаций РФ подготовить предложения по мероприятиям поддержки технопарков в сфере высоких технологий в части кадрового обеспечения профессиональными менторами, специалистами в сфере технологического предпринимательства и управления, а также системы продвижения технопарков на внешних и внутренних рынка.
3. Предложить Министерству экономического развития Российской Федерации включить в Приказ об организации проведения конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых в 2014 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами РФ, раздел о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технопарков.
4. Предложить Министерству экономического развития включить в разрабатываемый проект Федерального закона о распространении льгот Сколково (по ФЗ-224) на наукограды и ЗАТО положение о том, что льготы распространяются только на те ЗАТО и наукограды, где созданы технопарки, и льготы в основном распространяются на резидентов этих технопарков.
5. Предложить Комитету Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству создать рабочую группу по совершенствованию федерального законодательства в области развития, функционирования и поддержки технопарков.
6. Предложить Органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить сводные планы по развитию и поддержке технопарков в рамках территории субъектов, а также разработать и принять нормативно-правовые акты по поддержке технопарков, управляющих компаний, резидентов технопарков.
7. Предложить Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации внедрить единые нормы для технопарков, созданных и создающихся по линии ВПК, а также совместно с НП «Ассоциация технопарков» разработать программу создания центров коллективного пользования на территории технопарков (ВПК).
8. Предложить Ассоциации технопарков сформировать СРО управляющих компаний технопарков, подготовить отраслевые стандарты деятельности УК технопарков и создать систему сертификации/аттестации УК.
9. Обратиться в Координационный совет по реализации Соглашения о взаимодействии институтов развития с предложением включить НП «Ассоциация технопарков» в состав участников Соглашения.